Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Всероссийская перепись населения

1 октября 2019

Всероссийская перепись населения 2020 года и альтернативные источники информации

Федеральная служба государственной статистики совместно с органами исполнительной власти ведет подготовку к проведению в октябре 2020 года ВПН. Ее итоги войдут в состав Всемирной переписи населения раунда 2020 года.

Важность, высокая значимость переписи, как работы, результаты которой необходимы для административного планирования, управления, принятия экономических и политических решений, очевидна. Перепись населения – это своеобразный «краеугольный камень», на котором стоит статистическая система. Она дает возможность получить информацию не только по стране в целом, но и по самым малым территориям и отдельным группам населения (например, небольшим этническим группам, пенсионерам, детям, инвалидам и другим). Полученные при переписи характеристики населения (демографические, социально-экономические) формируют генеральную совокупность, которая является основой для проведения выборочных обследований населения. Ее результаты служат основой для ежегодных оценок численности населения с учетом естественного движения населения, внутренней и внешней миграции. Итоги переписи сопряжены с другими отраслями статистики, давая возможность корректировать и уточнять многие социально-экономические индикаторы развития как всей страны, так и отдельных регионов.

При этом перепись населения является очень дорогостоящей статистической работой, затраты на которую от раунда к раунду возрастают. Кроме того, финансирование неравномерно распределяется по годам, с пиковой нагрузкой на бюджет в год проведения переписи. В обществе все чаще встает вопрос: «Насколько оправданы эти затраты?» Ведь существуют информационные системы министерств, ведомств, фондов, которые регулярно актуализируются.
Но можно привести в пример много аспектов, в силу которых полностью воспользоваться ведомственными информационными системами нельзя. В задачи других ведомств и фондов входит создание и актуализация информационных ресурсов (регистров, перечней) персональных сведений о лицах, состоящих у них на учете. Основанием ведения таких регистров являются законодательные или нормативные акты, возлагающие на ведомства и фонды задачи, соответствующие их полномочиям. Отдельные категории населения, входящие в ведомственные информационные ресурсы, не относится к категории постоянного населения или не позволяют определить место постоянного проживания зарегистрированных лиц, как оно установлено по международным правилам формирования численности населения.

Все рассмотренные источники имеют методологические особенности и определенную ограниченность или избыточность накапливаемых сведений.
Так, Федеральная налоговая служба ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков и осуществляет учѐт только тех физических лиц, о которых сообщена (представлена) информация в налоговые органы непосредственно этими лицами, либо организациями. Учет осуществляется по месту жительства налогоплательщиков, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимости, транспортных средств и другого имущества. Поэтому физическое лицо может быть учтено одновременно в налоговых органах различных территорий.

В базах данных Пенсионного фонда индивидуальный лицевой счѐт (СНИЛС) открывается застрахованному лицу один раз. При изменении места жительства застрахованного лица его индивидуальный лицевой счѐт остаѐтся на учете в месте открытия и не передаѐтся в другую территориальную единицу. Актуализация данных лицевого счѐта застрахованного ведется по месту открытия счета, а не по месту фактического жительства человека, которое может быть в другом субъекте Российской Федерации или за рубежом.

В Фонде обязательного медицинского страхования учѐт застрахованных лиц по страховым медицинским организациям ведется, включая иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в России, а по переписи, если такие иностранцы приехали на срок до 1 года, считаются краткосрочными мигрантами и в численность постоянного населения страны не входят.

В Базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации МВД России регистрация населения осуществляется по месту жительства и месту пребывания, что может привести к двойному учету населения. Как показали переписи населения, многие люди, уезжая на работу и учебу, не снимаются с регистрационного учета и по данным паспортно-визовой службы МВД России числятся по адресу, где они уже несколько лет не живут.
В ГАС «Выборы» Центральной избирательной комиссии Российской Федерации содержатся сведения только об избирателях, т.е. лицах в возрасте 18 лет и более, не ограниченных законом в избирательном праве (дееспособных), а также граждан Российской Федерации, проживающих постоянно за рубежом, которые не входят в численность постоянного населения России.

Таким образом, в силу специфики характера существующих ведомственных данных о населении, они не могут использоваться как альтернативный или вспомогательный источник при статистическом учете населения и переписи населения.
Все фонды и регистры содержат сведения о населении по месту регистрации (т.е. население де-юре), а при переписи население учитывается по месту фактического постоянного проживания (т.е. население де-факто), которое может не совпадать с местом регистрации. В случае перехода на учет юридического населения будет потеряна часть информации, для которой перепись является единственным источником. Например, информация о числе и составе домохозяйств и семейных ячеек (супружеских пар, матерей и отцов одиночек), а также наличия в них детей до 18 лет. Это связано с тем, что часто (особенно в городах) супруги и другие члены домохозяйства зарегистрированы по разным адресам (супруг может быть зарегистрирован по адресу своих родителей, а проживать с семьей в квартире супруги).

Если говорить о международной практике сбора сведений о населении, то следует отметить, что при Всемирной переписи населения раунда 2010 года 35 из 54 стран региона Европейской экономической комиссии ООН (включая Канаду, США, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Туркменистан) или 65%, провели перепись традиционным методом – обход помещений переписчиком и заполнение переписных листов со слов опрашиваемых или самозаполнения населением переписных листов в бумажном или электронном виде; 10 стран (18%) комбинированным методом (сочетание традиционного метода и данных регистров); 9 стран (17%) – по регистрам населения.

По регистрам без использования других источников и опросов населения провели перепись Бельгия, Дания, Финляндия, Словения, Австрия, Норвегия, Нидерланды, Швеция и Исландия. При этом использовался не только регистр населения, но и другие регистры (зданий, занятости и безработицы, адресный, налоговый, социального обеспечения, страхования, коммерческих предприятий, и другие регистры). Следует отметить, что страны, проводящие перепись населения по регистрам – это небольшие по территории государства. Регистры населения в них ведутся достаточно давно. Подготовка к переходу проведения переписи населения по регистрам осуществлялась с 1970-х годов.

Первый раз проведение переписи по регистрам было осуществлено Данией при проведении переписи 1981 года. Швеция перед переходом на проведение переписи по регистрам два цикла переписей проводила их одновременно двумя методами: традиционным и по регистру, проверяя полноту и правильность ведения регистра населения.

Но каким бы способом не осуществлялась перепись, она проводится всегда на определенную установленную каждым государством дату. Это позволяет получить «моментальную фотографию» населения страны и избежать недоучета или двойного счета.

Поэтому перед проведением переписи традиционным методом проводится работа по актуализации списков всех населенных пунктов, домов и отдельно стоящих строений (например, хутор, сторожка лесника, дом путевого обходчика на удаленном железнодорожном разъезде), выявлению нахождения кочевого населения и мест скопления лиц без определенного места жительства.
При проведении переписи населения по регистрам проводится актуализация на дату переписи главного и соответствующих ведомственных регистров, наличие в них всех необходимых показателей для переписи и в случае их отсутствия организуется сбор недостающих сведений о населении.

Создание регистров населения и их актуализация в странах с большой территорией и численностью населения достаточно сложны, поэтому в таких странах как, например, США, Канада, Китай переписи населения проводятся традиционным методом.

Использованы материалы Интернет
При использовании информации ссылка на Северо-Кавказстат обязательна



Возврат к списку